Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно

Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно

Одним из условий безопасного передвижения по дороге является исправная тормозная система. На классических вазовских моделях установлены тормозные механизмы, действующие за счет силы трения между разными видами материалов. Конструкция тормозной системы ВАЗ 2101 проста, поэтому следить за ее техническим состоянием и выполнять по мере необходимости ремонт можно самостоятельно.

Особенности устройства системы тормозов

ВАЗ 2101 имеет две независимые системы тормозов: рабочую и стояночную. Первая задействована во время движения автомобиля. Ее основным механизмом является гидропривод, благодаря которому осуществляется постепенное торможение колес.

Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно

Гидравлический привод состоит из следующих элементов:

  • педали, через которую осуществляется управление;
  • вакуумного усилителя;
  • трубопроводов;
  • бачка;
  • цилиндров: главного (ГТЦ) и рабочих;
  • тормозных механизмов задних и передних колесныхпар.

В системе используются рабочие механизмы двух видов. Спередидействуют дисковые тормоза с суппортами. Сзади на колесной паре установленытормоза в виде барабанов, механизм которых включает и стояночный.

Стояночные тормоза имеют механический привод и управляютсяводителем с помощью ручного тормоза. Они блокируют колеса и исключаютсамопроизвольное передвижение транспортного средства. Состоят из рычага,тросика и тормозных колодок.

Для бесперебойного функционирования тормозной системы,необходимо периодически проводить ее обслуживание:

  • менять ТЖ;
  • проверять уровень ТЖ;
  • прокачивать гидравлический привод для удалениявоздушных пробок;
  • проверять степень износа элементов тормозов;
  • проверять состояние тросика на ручном тормозе и регулировкаего натяжения;
  • настраивать регулятор тормозов.

Чтобы в пути не подвели тормоза, нужно проверять передпоездкой уровень ТЖ. Если ее будет недостаточно, в систему может проникнутьвоздух, что грозит снижением эффективности работы тормозов. Кроме того,уменьшение количества жидкости в системе тормозов, свидетельствует о наличиитечи и повреждении тормозной магистрали. Воздух из системы выгоняется путемпрокачки. Слабое натяжение троса ручника грозит отказом стояночного тормоза,поэтому натяжение тросика нужно контролировать и регулировать при необходимостинатяжение.

Менять ТЖ по регламенту нужно через каждые два года независимо от пробега. Если этого не делать, то со временем снижается эффективность торможения. Жидкость гигроскопична. Когда в ней накапливается много влаги, она закипает при более низких температурах, что опасно при передвижениях на высоких скоростях. Излишняя влага также является причиной коррозии элементов тормозной системы.

Основные неисправности и способы их устранения

Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно

Как прокачать систему тормозов

Прокачка тормозов необходима при попадании воздуха втормозную систему. У гидропривода главный недостаток – наличие воздуха в ТЖ заметноснижает передачу усилия. Дело в том, что воздух имеет свойство сжиматься.Поэтому, когда он попадает в систему, в момент сжатия меняется объем рабочейжидкости и усилие не доходит к механизмам в должной мере.

Завоздушенность является причиной неэффективной работытормозов:

  • колеса схватываются неравномерно и неодновременно;
  • при езде временами возникают провалы педалитормоза.

Все это может привести к аварийной ситуации на дороге.Поэтому решать эту проблему необходимо сразу же, как только она обнаружилась.

Воздух по разным причинам попадает в систему. Трубопроводынаходятся под машиной, поэтому постоянно испытывают ударные нагрузки,покрываются грязью, что приводит к окислительным процессам. В результате, наних появляются выбоины, трещины. На переднем приводе стоят резиновые детали,которые быстро изнашиваются.

Проникает воздух в привод при плановом обслуживании.Тормозная жидкость имеет определенный срок службы, поэтому периодически ее меняют.Во время проведения замены система тормозов может завоздушиться. Большаявероятность попадания воздуха существует при ремонте или во время заменыэлементов тормозов.

Вытеснить воздух помогает прокачивание гидропривода тормозов. Прокачка выполняется в строгой последовательности. Работы начинаем с правого колеса, расположенного сзади, так как оно более всего удалено от ГТЦ. Далее следуем по мере приближения к ГТЦ: заднее левое, правое переднее колесо и последним прокачивается левое колесо спереди.

Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно

При вывешивании колес нужно предусмотреть отказ автомобиля,поэтому колеса нужно надежно фиксировать противооткатными подпорками. Приработах на подъемных приспособлениях домкратить и вывешивать колеса непотребуется.

Для проведения процедуры прокачки нужно приготовитьнеобходимые инструменты и материалы:

  • набор ключей;
  • новая ТЖ;
  • емкость для слива отработанной жидкости;
  • резиновый или силиконовый шланг с подходящимдиаметром, желательно прозрачный, чтобы наблюдать за состоянием вытекающейжидкости.

Кроме этого, потребуется помощник, который будет сидеть зарулем в салоне и выполнять команды второго участника. Есть вариант покачивания,при котором можно обойтись без помощника, но это для опытных автолюбителей. Преждечем прокачивать систему, нужно проверить все ее соединения на герметичность.Если обнаружится течь, ее нужно устранить, иначе прокачка не будет иметьсмысла.

Для правильного выполнения прокачки нужно знать, чтотормозная система ВАЗ 2101 является двухконтурной. Оба контура не зависят другот друга. Это необходимо для того, чтобы при отказе одного, оставалсяработоспособным второй, и водитель мог остановить машину. Разделение на контурыосуществляется в ГТЦ. Возможно, что достаточно прокачать только один изконтуров. Например, после ремонта одного из рабочих цилиндров.

Процедура прокачки состоит из последовательности шагов:

  • Чтобы были доступны штуцера колес, автомобильнужно загнать на яму или установить на эстакаду. Машину ставим на ручник илиподставляем опоры, чтобы она не покатилась.
  • Сначала работы начинаем в моторном отсеке. Поднимаемкапот и откручиваем крышку на бачке с ТЖ.
  • Проверяем, сколько жидкости в бачке. Нормойсчитается максимальный уровень. Если это не так, доливаем.
Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно
  • На следующем этапе перебираемся под машину и прокачиваемсначала правое заднее колесо. Снимаем колпачок, защищающий штуцер. Ключомсрываем штуцер и тут же закручиваем обратно, чтобы легче было откручивать.
  • На штуцер надеваем один из концовприготовленного шланга. Второй опускаем в емкость, в которую налито немного ТЖ.
Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно
  • В это время помощник сидит в кабине на местеводителя. Он нажимает на педаль от 3 до 5 раз, затем выжимает ее полностью иудерживает в отжатом положении.
  • Человек, работающий под машиной, выкручиваетштуцер на пол-оборота.
Ремонтируем тормоза ВАЗ 2101 самостоятельно

После этого из него через трубку потечет пузырчатаяжидкость. Педаль должна быть отжата.

  1. Когда ТЖ прекратит течь, прикручиваем штуцер.
  2. Операцию повторяем, пока в тару не станетпоступать ТЖ, в которой не будет пузырьков воздуха.
  3. При выполнении процедуры важно контролироватьуровень ТЖ в бачке. Если жидкости недостаточно необходимо доливать, поддерживаяуровень на максимуме.
  4. Прокачав гидропривод колеса, снимаем шланг,закручиваем штуцер и надеваем защитный колпачок.
  5. Далее продолжаем аналогичные работы на каждомколесе согласно требуемой последовательности.

Когда система будет полностью будет прокачана, нужнопроверить ход педали тормозов. Если она проваливается, нужно проверитьгерметичность магистралей.

Таким образом, тормозная система ВАЗ 2101 не отличается сложной конструкцией. Поэтому за исправностью ее элементов можно самостоятельно следить, выполнять периодически техническое обслуживание, делать диагностику и устранять неисправности. Важно не забывать после ремонта и замены тормозной жидкости прокачивать систему тормозов.

Замена тормозной жидкости на ВАЗ.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: