Виды сцепления: классификация и основные особенности

Виды сцепления: классификация и основные особенности

Механизм сцепления можно назвать одним из самых важных узлов любого транспортного средства, поскольку при его выходе из строя управление автомобилем будет невозможно. Назначение данного устройства состоит в кратковременном разъединении двигателя и трансмиссии для изменения крутящего момента и переключения передачи. В этой статье разберем, сколько видов сцепления для авто существует, в чем заключаются их особенности и отличия.

Классификация видов сцепления

Всего существует 5 видов сцепления, которые различаются по:

  • способу управления;
  • типу трения;
  • режиму включения;
  • количеству ведомых дисков;
  • типу и размещению нажимных пружин.

Отдельно следует выделить системы, оснащенные механическим приводом. Среди всех видов групп сцепления этот считается одним из наиболее простых в плане устройства и распространенным. Системы с механическим приводом, как правило, ставятся на небольшие и малолитражные легковые авто. Основной особенностью этого типа считается относительно низкая стоимость и простота конструкции, которая упрощает ремонт в случае поломки. Одним из главных элементов устройства является трос, предназначенный для соединения педали и вилки, устанавливающейся в моторном отсеке. Для изменения свободного хода используется специальная регулировочная гайка.

Виды сцепления: классификация и основные особенности

Видео: устройство и принцип действия механизма сцепления

Подробнее об устройстве и принципе действия данного механизма можно узнать из видеоролика, опубликованного каналом «AlexKolmak».

По способу управления

Различают следующие типы устройств:

  1. Демпферное с гидроприводом. В качестве расходного материала используется тормозная жидкость. В конструкции гидравлического привода входит педаль, цилиндры, бачок для жидкости, соединительные трубки и уплотнители. При выжимании педали происходит активация поршня, который перемещается под воздействием толкателя, что приводит к отходу тормозной жидкости из резервуара к рабочему цилиндру. Из-за наличия жидкости в таком виде сцепления могут появляться воздушные пробки, которые должны своевременно устраняться с помощью специального штуцера.
  2. Электрическое. Принцип действия такой системы состоит в использовании электромагнита в конструкции. Этот компонент позволяет передавать энергию благодаря электромагнитным силам.
  3. Комбинированное. Такая конструкция сочетает в себе особенности нескольких видов приводов сцепления. В комбинированных механизмах применяются фрикционы, обеспечивающие быструю активацию и выключение узла при небольшой скорости вращения. Последующее увеличение крутящего момента происходит благодаря гидропередаче.
  4. Оборудованные усилителем и без него.
  5. Полуавтоматические системы. Наличие управляющего модуля и нескольких датчиков позволяет таким устройствам отправлять импульс (звуковой или визуальный сигнал) в случае изменения водителем положения педали или ручки трансмиссии.
  6. Ручные или неавтоматические. Управление осуществляется водителем, автомобилист должен правильно поймать момент «схватывания». В зависимости от производителя, могут дополнительно комплектоваться усилительным устройством.
  7. Автоматические. Данный вид сцепления автомобиля ставится на транспортные средства, оснащенные АКПП. Блок управления самостоятельно подбирает момент переключения передачи в зависимости от условий и скорости езды.

Между собой демпферные устройства также могут отличаться по способу создания усилия. Для этого может применяться электромагнитный элемент или специальные пружины.

Видео: особенности конструкции и типы автомобильных систем сцепления

Каналом «AUTO EDU» предоставлен видеоролик, в котором подробно описаны особенности конструкции и типы автомобильных систем сцепления.

В зависимости от трения

Какие виды сцепления классифицируются по способу трения:

  1. Сухие. При активации устройство начинает передачу крутящего моменту от силового агрегата к коробке. Для этого используется сухое трение, появляющееся в результате совместной работе ведущего и ведомого валов.
  2. Мокрые. Для передачи вращающегося момента используется смазка, которая обрабатывает рабочие поверхности ведущего и ведомого валов с помощью сжатия. Главным недостатком считается сложность конструкции, которая отражается на стоимости обслуживания и ремонта. Из-за этой особенности транспортные средства, выпускаемые сегодня, редко оборудуются мокрыми сцеплениями.

По способу включения

По способу включения виды сцепления автомобиля делятся на:

  1. Замкнутые. Такая конструкция характеризуется наличием постоянного прижатия выжимного подшипника к основному элементу узла — корзине. Постоянно замкнутые агрегаты ранее ставились на классические модели «ВАЗ»
  2. Непостоянно замкнутые. В таких конструкциях прижимание подшипникового элемента происходит не постоянно, а при определенных условиях. Данный тип устройств ставился на отечественные «Волги».

В зависимости от количества ведомых валов

В зависимости от количества использующихся в системе ведомых валов механизмы бывают:

  1. С одним диском. Такие устройства используются на многих авто, в которых момент вращения двигателя составляет около 0,7-0,8 кНм.
  2. С двумя дисками. Применение таких сцеплений более актуально в автомобилях, двигатели которых характеризуются повышенным моментом вращения.
  3. Многодисковые. Такие устройства бывают сухими, а также могут работать на масле. Многодисковые сцепления чаще ставятся на авто, оснащенные автоматическими трансмиссиями.

Видео: принцип действия многодискового устройства

Канал «ThomasSchwenkeRU» в своем видеоролике подробно рассказал о принципе действия многодискового устройства .

В зависимости от вида и размещения пружин

По типу и расположению нажимных пружинных элементов устройства делятся на:

  • системы, в которых пружины монтируются на периферийных элементах или поверхностях нажимного вала;
  • механизмы, оборудованные централизованной диафрагменной пружинкой.

На пружину возлагается большая нагрузка, поэтому этот элемент часто изнашивается первым. В результате автовладелец может столкнуться с проблемами в работе транспортного средства. Если вы столкнулись с проблемой провала педали сцепления, вероятнее всего, причина связана с тросом.

В зависимости от крутящего момента

С учетом этого параметра сцепления делятся на:

  1. Однопоточные. На большинстве транспортных средств монтаж узла производится между маховиком двигателя и ведущим валом КПП. В качестве шкива применяется именно маховик, а на торцевой стороне располагается ведомый вал, оснащенный фрикционами. Для фиксации применяются пружинные элементы, а также крепления к валу коробки передач. Особенность данного типа устройств состоит в их универсальности.
  2. Двухпоточные. Данный тип устройств фактически можно назвать комбинированием двух однодисковых механизмов. Для сжатия валов используются пружины. В отличие от однопоточных, двухпоточные системы нельзя назвать универсальными, поэтому они, как правило, используются на тракторах, погрузчиках и другой сельхоз- и спецтехнике.

Основные характеристики и требования

Независимо от разновидности, типа и производителя, к любому автомобильному сцеплению предъявляются следующие требования:

  1. Удобное и комфортное управление транспортным средством.
  2. Прочность конструкции. Чем качественней будет комплект сцепления, тем более долговечным будет срок службы его конструктивных элементов. Современные производители используют технологии, снижающие уровень изнашивания трущихся деталей и элементов.
  3. Плавное переключение передач. Качественная работа сцепления авто обеспечит снижение нагрузок на трансмиссию и позволяет улучшить динамику транспортного средства в целом.
  4. Надежная работа устройства во включенном положении. Если сцепление не будет «выбивать», это позволит предотвратить возможную буксировку.
  5. Качественное отведение тепла. Перегрев конструктивных элементов приводит к их более быстрому износу и разрушению.

Видео: конструктивные особенности сцепления на гоночных авто

Канал «Сamelopc» в своем видеоролике подробно рассказал о конструктивных и технических особенностях сцеплений, которые устанавливаются на гоночные автомобили.