Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115

Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115

Назначение генераторной установки – преобразовывать механическую энергию в электрическую и подавать ее всем электропотребителям. Кроме того, она заряжает аккумулятор. Неисправности генератора или его поломка отражаются на работе всего автомобиля. Для полноценного обслуживания ВАЗ 2115 необходимо уметь диагностировать неисправности генераторного узла и произвести ремонт. При выходе из строя нужно знать, как выполнить его замену.

Основные неисправности устройства и методы устранения

На ВАЗ 2115 устанавливают 3-х фазные генераторные агрегаты переменного тока с регулятором напряжения и выпрямителем.

Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115

Элементы узла представлены на схеме:

Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115

Во время запуска загорается специальная лампочка, котораяпомогает контролировать работу генератора. Она гаснет, как только заведетсямотор. Если продолжает гореть, это говорит от том, что агрегат неисправен. Существуетряд других признаков, по которым можно судить о неисправности генератора.

После включения зажигания на панели приборов не загораютсясигнальные лампочки и не работают датчики:

  • Возможен обрыв электропроводки. Диагностируетсяпроверкой нулевого провода на обрыв.
  • Перегорел предохранитель. Деталь нужно заменитьна исправную.
  • Обрыв на участке элетроцепи, который соединяетмонтажный блок с предохранителями и выключатель зажигания. Проверяетсяцелостность всех проводов.

Все приборы щитка исправно работают, не зажигается только индикатор:

  • Поломан индикатор. Необходима замена.
  • Износились или залипли щетки. Нужно снятьиспорченные детали и заменить новыми.
  • Окислились дистанционные кольца. Необходимоочистить от окислений.
  • Нет тока в сети. Проверяются контакты и всяпроводка.
  • Неисправен регулятор напряжение. Заменяетсяновым.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115

При включении зажигания контрольная лампочка горит ярко,после запуска мотора тускнеет:

  • Плохая натяжка приводного ремня, возможныпроскальзывания. Регулируется натяжение. Если он износился, устанавливаютновый.
  • Неисправны вентили выпрямительного блока,возможно вышли из строя диодные элементы, питающие обмотку возбуждения. Деталинужно менять.
  • Обрыв обмотки статора либо замыкание. Статорныйузел меняем полностью.

Если во время работы силового агрегата продолжает горетьконтрольная лампочка, причина в регуляторе напряжения, который подлежит замене.

Появление посторонних шумов во время работы агрегата:

  • Произошло замыкание на вентилях. Меняетсявыпрямитель.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Повреждены подшипники. Их невозможноотремонтировать, поэтому необходима замена.
  • Замкнула на массу статорная обмотка. Меняетсястатор.

Как самостоятельно выполнить диагностику неисправностей генератора

Для проведения процедуры понадобится мультиметр и помощник. Диагностикагенераторного узла выполняется без его снятия с машины по следующему алгоритму:

  1. Запускаем двигатель, прогреваем до рабочейтемпературы.
  2. Включаем всех электрическое приборы и оборудование,которое может использоваться во время движения: печку, обогрев стекла,магнитолу, видеорегистратор и др.
  3. Мультиметр включаем в режиме измерениянапряжения и присоединяем одну из его щупов к клемме аккумулятора.
  4. Помощник в кабине нажимает педаль акселератора,доведя обороты двигателя до 3200. Напряжение на мультиметре должно превышать 13В. Это говорит об исправности генератора.
  5. Если показания ниже 13 В, то чаще всего причинав слабо натянутом приводном ремне генератора или есть повреждения в бортовойсети. Возможно окислились контакты на массе, которые нужно зачистить. Причинойможет стать износ щеточного узла и неисправность регулятора. Реже всего причинаможет быть в самом генераторе, но этот вариант также следует рассматривать.
  6. Теперь отключаем все электрическое оборудованиеи снова измеряем напряжение на тех же оборотах. Показания на мультиметре недолжны превышать 14,7 В.

Ремонт генератора (Элтра) ВАЗ 2115.

Подробная инструкция по ремонту генератора

Ремонт агрегата состоит из этапов:

  • демонтажес авто;
  • разборка;
  • замена и ремонт элементов;
  • сборка.

Для проведения работ необходимо приготовить набор ключей, вороток,торцевую головку на 17, отвертку и WD-40 для откручивания прикипевшего крепежа.

Демонтаж

Процесс снятия представляет собой последовательность шагов:

  • Обесточиваем авто, чтобы избежать замыкания. Снимаем отрицательную клемму с АКБ.
  • Снимаем защиту картера.
  • Обрабатываем соединения WD-40.
  • Ослабляем гайки крепления агрегата.
  • Выворачиваем регулировочный болт, ослабляем натяжку ремня. Двигаем генераторную установку к блоку цилиндров и демонтируем ремень.
  • Отводим в сторону резиновый чехол. Выкрутив гайку крепления плюсовую клемму от вывода «В+». Отсоединяем провод питание от вывода «D» генераторной установки.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Выкручиваем регулировочный винт.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Выворачиваем гайку крепления сверху. Вынимаем крепеж и демонтируем натяжную пластину.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Полностью выкручиваем гайку снизу. Производим демонтаж гайки вместе с дистанционной втулкой.
  • Поддерживая генераторную установку, вынимаем крепежный болт и снимаем ее вниз.

Разборка

Проводить работы удобнее на верстаке, который оснащентисками.

Чтобы разобрать генератор, выполняем следующие действия:

  • Маркером делаем пометки на крышках генератора, отмечая их взаимное расположение относительно друг друга. Это необходимо, чтобы правильно их установить при сборке.
  • Отжимаем три фиксатора и демонтируем кожух.
  • Демонтируем регулятор с щеткодержателя, выкрутив два крепежных винта.
  • От регулятора отсоединяем штекер с проводами.
  • Откручиваем крепеж выпрямителя и конденсатора и отсоединяем от агрегата.
  • Отсоединяем от узла выпрямитель вместе с конденсатором.
  • По окружности генератора выворачиваем стяжные болты.
  • Зажимаем ротор узла в тиски так, для предупреждения проворачивания. Выкручиваем крепежную гайку шкива. Вынимаем его и пружинную шайбу.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Демонтируем упорную шайбу.
  • Демонтируем ротор.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Проверяем мультиметром, выставленным для измерения сопротивления, обмотки ротора. Если измерения показали, что есть обрыв, необходима замена ротора.
  • Контрольной лампочкой проверяем наличие замыкания в обмотках ротора. Если неисправность подтвердилась, ротор нужно менять.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Осматриваем контактные кольца. При наличии дефектов шлифуем их. Если шкурка не помогла, снимаем слой металла на токарном станке и снова шлифуем.
  • Далее вынимаем статор. Делаем внешний осмотр. С внутренней стороны должно отсутствовать царапины, следы заедания якоря. При наличии износа меняют элементы узла.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Проверяем наличие обрыва в обмотке статора. Включаем контрольку в сеть 220 В или подключаем к аккумулятору. По очереди присоединяем ее к трем выводам обмотки. Лампочка должна всегда гореть. Иначе, это признак обрыва. Меняем один из элементов.
  • Кроме того, проверяем наличие замыкания на корпус устройства. Если лампочка загорается, это свидетельствует об обрыве и необходимости замены статора или обмотки.
  • Осматриваем переднюю крышку узла. При заклинивании подшипника, наличии люфта, следов масла, механических повреждений защитных колец, трещин в крышке, она меняется в сборе с подшипником.
  • Теперь выполняем осмотр подшипника, находящегося на передней крышке. Вращаем его. Если обнаружились дефекты, описанные выше, меняем подшипник. Спрессовываем с вала, пользуясь съемником, негодную деталь и напрессовываем новый, используя подходящую оправку.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Делаем осмотр задней крышки. Если она имеет дефекты, меняем на новую.
Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
  • Контролькой диагностируем регулятор. Если выяснилось, что он вышел из строя, меняем.
  • Проверяем, как перемещаются щетки и насколько выступают из щеткодержателя. Выступ не должен превышать пяти миллиметров. При обнаружении неполадок меняем регулятор напряжения в сборе с щеточным узлом.
  • Диагностируем конденсатор, измеряя сопротивление с помощью тестера. Если он неисправен, выполняем замену.
  • Далее проверяем выпрямитель и его диоды: положительные, отрицательные и дополнительные. При неисправности любого из элементов выполняем замену выпрямителя.

После замены неисправных деталей, собираем генераторный узел в обратном порядке.

Обслуживание и ремонт генератора ВАЗ 2115
Крышку устанавливаем согласно меткам.

Проверка снятого или б/у генератора.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: