Что такое круиз-контроль в автомобиле: адаптивный и универсальный, как работает на механике и автомате

Что такое круиз-контроль в автомобиле: адаптивный и универсальный, как работает на механике и автомате

Каждый автолюбитель скажет, что безопасность за рулем — прежде всего. В настоящее время транспортные средства оборудуются множеством различных устройств и систем, позволяющих обеспечить безопасное движение. Одной из таких систем является круиз-контроль. В чем заключается ее принцип работы и какие виды сегодня используются — подробнее об этом читайте ниже.

Описание устройства

Итак, что это такое — климат-контроль (КК) в автомобиле на механике или на автомате, как работает эта система и как пользоваться ей? КК — это система в машине или на мотоцикле, основное назначение которой заключается в обеспечении езды на определенной скорости без участия водителя. То есть при движении на авто или на мото КК и ограничитель скорости ограничивают скоростной режим транспортного средства, что дает возможность немного расслабиться водителю.

Принцип работы

Принцип действия КК заключается в ограничении скорости передвижения при помощи использующегося регулятора дроссельной заслонки. Следует отметить, что непосредственно ограничение скоростного режима происходит не из-за отсутствия воздействия на педаль газа, а благодаря пневматическому приводу. Регулировка скорости осуществляется именно благодаря клапану — он также ограничивает и мощность силового агрегата.

Что такое круиз-контроль в автомобиле: адаптивный и универсальный, как работает на механике и автомате

Сама схема работы КК в целом не сложная. К шарниру, который используется для перемещения дросселя, подключаются два тросика — один из них соединяется с педалью газа, а второй — с приводом. Когда блок управления отправляет сигнал об активации КК, привод перемещает тросик, который соединен со стержнем и регулирует сам дроссель. Если эта система работает, узел тянет трос, соединенный с педалью газа, в результате чего передвигает его либо вверх, либо вниз.

В качестве управляющего модуля используется блок либо компьютер, который, как правило, монтируется за приборной панелью или в подкапотном пространстве. Управляющее устройство также подключается к дроссельному контролю, для подключения применяются несколько контроллеров и регуляторов. Следует отметить, что основным параметром, обеспечивающим нормальную работоспособность системы, считается скорость передающегося сигнала, так как система должна успеть получить импульс и обработать его. При нажатии на любую педаль круиз деактивируется и сам он не восстанавливается.

Что такое круиз-контроль в автомобиле: адаптивный и универсальный, как работает на механике и автомате

Разновидности круиз-контроля

Какие есть виды систем КК:

  1. Пассивный КК. Пассивный тип систем КК представляет собой самый оптимальный вариант для тех водителей, которым часто приходится ездить на большие расстояния. Длительная поездка утомляет водителя, а благодаря включению КК с помощью ручки или кнопки можно обеспечить передвижение с соблюдением определенной установленной скорости. Следует отметить, что активированная скорость не сможет автоматически меняться, пока автомобилист не нажмет на тормоз либо газ. При нажатии на педаль система КК автоматически деактивируется.
    Также необходимо учитывать, что после того, как педаль, которую нажмет водитель, будет отпущена, КК вновь активируется и будет функционировать в соответствии с установленным ранее режимом. Для изменения настроек работы используется кнопка либо специальный регулятор на панели приборов или на руле. На практике поменять настройки работы можно и во время езды.
  2. Активный КК, такая система также называется адаптивной. Этот тип КК считается более модернизированным и совершенным. В данном случае водитель сможет настроить КК таким образом, что она будет автоматически удерживать автомобиль на установленном расстоянии от транспортного средства, идущего впереди. Если автомобиль, который едет впереди вас, будет сбрасывать скорость, система КК активируется, в результате чего в работу вступит педаль тормоза. Последняя, как вы понимаете, также работает, получая сигналы от блока управления.
    Нужно учитывать также, что работоспособность этого механизма в целом зависит от работы тормозных компонентов ABS и ESP. Так что если один из агрегатов по каким-то причинам откажется работать, КК не сможет оптимально функционировать. Автомобилист узнает об этом посредством сообщения или сигнала на дисплее.

Фотогалерея «Основные элементы КК»

Что такое круиз-контроль в автомобиле: адаптивный и универсальный, как работает на механике и автомате
1. Управляющий модуль с приводом
Что такое круиз-контроль в автомобиле: адаптивный и универсальный, как работает на механике и автомате
2. Переключатель КК

Как пользоваться системой?

Теперь перейдем к вопросу эксплуатации КК. Как показывает практика, в целом ничего сложного в работе универсального круиз-контроля нет. Каждая система оснащается кнопками включения и отключения. Когда водитель включает КК, никаких видимых изменений в работе автомобиля не происходит, тем не менее, после включения устройство полностью контролирует скорость передвижения.

Непосредственно само управление КК происходит так:

  1. Для выставления новой конфигурации или изменения настроек используется клавиша, обычно она называется Set либо Accel. При нажатии данной клавиши управляющее устройство фиксирует скорость езды транспортного средства, после этого блок просто поддерживает ее. В том случае, если вы еще раз нажмете на Set или Accel, автомобиль будет двигаться на 1 км/ч быстрее. Соответственно, если вы хотите, чтобы он ехал на 20 км/ч быстрее, управляющую кнопку нужно будет нажать 20 раз.
  2. Если во время езды вы вдруг нажмете на тормоз, то устройство будет в автоматическом режиме деактивировано. В зависимости от конструктивных особенностей авто, на рычаге переключения должна быть расположена клавиша Resume. Нажав на нее, вы сможете восстановить скоростной режим до последующего нажатия на тормоз.
  3. Если при движении вы захотите сбросить скорость, для этого может использоваться клавиша Coast. Одно ее нажатие сбрасывает скорость на 1 км/ч (автор видео — канал Corolla).

Заключение

В общем ничего трудного в управлении КК нет, но учтите, что это — универсальная инструкция по управления. На сегодняшний день автомобильные производители с каждым годом совершенствуют агрегаты и устройства, использующиеся в машинах. Соответственно, и КК может быть дополнена другими кнопками и рычагами, а также функциями. В любом случае, перед тем, как сесть за руль, разогнаться и нажимать на кнопки управления, необходимо внимательно ознакомиться с сервисной книжкой к автомобилю. Дело в том, что одна и та же кнопка может выполнять разные функции в зависимости от количества нажатий на нее и различных комбинаций, которые устанавливает сам производитель.

Также помните о том, что при неисправностях в работе ABS лучше ограничить себя в использовании КК. Если данный узел будет работать с перебоями, это может серьезно повлиять на безопасность водителя и пассажиров. И еще один момент — активация КК не дает вам права не следить за дорогой и заниматься своими делами. Некоторые водители рассчитывают на то, что КК сможет защитить их от аварии, но это не верно. Основное предназначение устройства заключается в том, чтобы дать отдохнуть ноге водителя при длительном вождении, не более.

Видео «Инструкция по установке круиз-контроля в автомобиль»

Как установить круиз-контроль — подробная инструкция на примере автомобиля Фольксваген Гольф 4 и Бора приведена в ролике ниже (автор видео — канал Секретный ГАРАЖ).