Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова

Комментарий к заданию


Задание проверяет уровень владения лексическими нормами русского языка: знание лексических значений слов и их лексической сочетаемости. От экзаменуемых потребуется умение обнаруживать в контексте речевую избыточность и другие виды речевых ошибок. Составители заданий предлагают экзаменуемым две возможные формулировки:


1) исключить лишнее слово в предложении и тем самым устранить речевую избыточность;


2) заменить неправильно употребленное слово на правильное.


Для успешного выполнения задания необходимо познакомиться с видами речевых ошибок. Ниже приводятся наиболее распространенные на ЕГЭ лексические ошибки: плеоназм, тавтология, нарушение сочетаемости слов.


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова


Что такое речевые ошибки? Виды речевых ошибок (примеры).


Журнал — Интернет-журнал Филолог — 1653016002 2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;


Примеры тавтологий



А вы зна­е­те, она живет доволь­но скуч­ной жиз­нью в про­вин­ци­аль­ном городке.




Гарантийный талон гаран­ти­ру­ет устра­не­ние скры­тых дефек­тов прибора.




Это при­род­ное явле­ние явля­ет­ся уни­каль­ным в этом регионе.




От моей зара­бо­тан­ной зар­пла­ты почти ниче­го уже не осталось.




В сво­ей пове­сти писа­тель ярко опи­сы­ва­ет при­ро­ду Сибири.



Чтобы не допус­кать подоб­ных рече­вых оши­бок, сове­ту­ем позна­ко­мить­ся со сло­ва­рем плео­назмов и тав­то­ло­гий.


Но не все­гда это рече­вое изли­ше­ство вос­при­ни­ма­ет­ся как ошиб­ка речи. В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях оно высту­па­ет в каче­стве образ­но­го средства.


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова


Задание 6. Лексические нормы. Плеоназмы и тавтология. ЕГЭ-2022


[/i] Тавтология - что это такое? Примеры тавтологий.
Неправильно: Реорганизация нашей организации прошла успешно. – Правильно: Реорганизация нашего предприятия прошла успешно.

Тавтология как нарушение лексических норм


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова
Мнение эксперта
Черноволов Василий, эксперт-автомеханик 1-й категории
Если у вас есть вопросы, с удовольствием помогу!
Задать вопрос эксперту
Если плео назм высту па ет как скры тое смыс ло вое изли ше ство, то тав то ло гия явля ет ся рече вой ошиб кой, кото рая харак те ри зу ет ся явным повто ром одно ко рен ных слов с одним и тем же или похо жим значением. Задание проверяет уровень владения лексическими нормами русского языка знание лексических значений слов и их лексической сочетаемости. 9 хронических речевых ошибок в ЕГЭ по русскому языку: melfm — ЖЖ По всем вопросам пишите мне, я обязательно объясню все нюансы!

Речевые ошибки



  • лил про­лив­ной ливень;

  • все­об­щее при­зна­ние всех людей;

  • объ­еди­нить­ся воедино;

  • повсе­днев­ная обыденность;

  • реор­га­ни­за­ция орга­ни­за­ции и пр.


Речевая избыточность. Тавтология, плеоназм Правильная сочетаемость: играет роль, занимает место.


Лексические на уровне слова


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова


Следующий вид ошибок составляют лексические, то есть нарушение различных лексических норм, лексико-семантической сочетаемости и норм словоупотребления. Они проявляются в том, что нарушается сочетаемость (реже — у предложения, чаще всего — на уровне словосочетания).


Это может быть употребление несвойственного слову значения. Такая речевая ошибка допущена в предложении «Все стены комнаты были покрыты панелями» (нельзя в этом контексте использовать слово «покрыты»). Еще один пример: «Роскошный (то есть живущий в роскоши) был помещик Троекуров».


Следует отметить здесь же нарушение лексико-семантической сочетаемости некоторого слова: «Светлое стояло небо» («стоять» в значении «иметь место» можно употреблять лишь по отношению к погоде), «Лежали на поляне лучи солнца» (правильно: «освещали поляну»). Подобный тип ошибок в первую очередь затрагивает глагол.


Кроме этого, можно выделить приписывание некоторого переносного значения не имеющему его слову: «Натруженные руки этого человека утверждают, что ему приходилось много работать».


Тавтология — стилистический приём в литературе


[/i] Коммуникативные ошибки на уровне предложения
Одной из раз­но­вид­но­стью плео­назма явля­ет­ся тав­то­ло­гия. Чтобы понять суть иссле­ду­е­мо­го явле­ния в линг­ви­сти­ке, выяс­ним, что зна­чит этот тер­мин. Он скла­ды­ва­ет­ся из двух гре­че­ских слов:

На уровне слова


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова
Мнение эксперта
Черноволов Василий, эксперт-автомеханик 1-й категории
Если у вас есть вопросы, с удовольствием помогу!
Задать вопрос эксперту
Они проявляются в том, что нарушается сочетаемость реже — у предложения, чаще всего — на уровне словосочетания. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали. Плеоназм По всем вопросам пишите мне, я обязательно объясню все нюансы!

Плеоназм как речевая избыточность



  • неправильное прямое словообразование. В качестве примера можно привести употребление слова «зайцата» вместо верного варианта «зайчата», или же «раздумчивый» (вместо «задумчивый») взгляд и прочие.

  • речевая ошибка, связанная с неправильным обратным словообразованием. Например, «лога» (от слова «ложка»). Подобное употребление обычно присуще детям младшего школьного или дошкольного возраста.

  • еще один вид — заменительное словообразование, которое проявляется в замене той или иной морфемы: «отвесить» (от слова «повесить»), «укидываться», использованное вместо «раскидываться».

  • словосочинительство, то есть создание производной единицы, которую как окказиональную рассматривать нельзя: рецензист, мотовщик.


Ошибки на уровне предложения


В сво­ей пове­сти писа­тель ярко опи­сы­ва­ет при­ро­ду Сибири.


9 хронических речевых ошибок в ЕГЭ по русскому языку


«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее…». Никогда не начинайте так свой ответ на ЕГЭ, если не хотите потерять баллы. Канцеляризмы, тавтология, просторечия — беда современных школьников. О самых частых ошибках школьников на ЕГЭ рассказывает учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский» Даниил Ляхович.


Совет. Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам и время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10-15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями. А пока проводите вечера в обнимку со словарём синонимов Кирилла Горбачевича.


«В данном тексте автор поднимает проблему милосердия. Он имеет в виду следующее… Надо сказать, что указанная проблема актуальна и сегодня». Писать сочинение так, будто это справка из военкомата, — излюбленный приём школьников, но одновременно дурной тон. Даже руководство московского метро уже пишет объявления человеческим языком, а не птичьим.


«Некоторые наши мечты могут обнадёжить нас» — написала одна моя ученица в сочинении. Вроде бы всё грамотно и толково, но чувствуешь, что не всё на месте. И точно — обнадёжить можно кого-либо, но мечты никак не обнадёживают. Сюда же относятся ляпы вроде «одержать первенство», «получить победу», «завоевать уважение».


Совет. Иосиф Бродский во время своих лекций в США мог обдумывать одно слово 20 минут. Конечно, на экзамене такой роскоши не будет, но произнести получившуюся фразу про себя и задуматься над её смыслом — всегда полезно. Возможно, вы увидите её со стороны и поймёте, что с ней не так. А там недалеко и до исправления ляпа.


Совет. Прежде чем ввернуть подобное словцо, сто раз подумайте: надо вам оно или нет? Конечно, на митинге можно назвать определённых чиновников ворами и подлецами, но стоит ли то делать в сочинении, от которого зависит ваше будущее?


Можно ли «иллюстрировать настоящую дружбу», «рассмотреть общение со всех сторон»? Трудно себе представить, не правда ли? В этих примерах налицо подмена понятий: очевидно, что можно рассмотреть проблему общения, но не само общение, можно привести пример дружбы, но не проиллюстрировать её. Таких ошибок немало в выпускных работах.


Совет. Представьте себе фразы так, как если бы они были использованы в прямом значении. Какие иллюстрации вы нарисуете к дружбе и как будете смотреть на общение? Вполне закономерно, что возникнут трудности. Это сигнал, что неплохо бы вместо видового понятия использовать родовое.


Короткие фразы отдают разговорной речью и неумением преобразовать её в письменную. Допустим: «Поднимается проблема жестокого отношения к животным. Она актуальна сегодня. Люди продолжают убивать животных». По смыслу неплохо, но можно добавить союзы и объединить эти части в одно предложение.


Совет. Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами — это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», — тоже неудачная идея.


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова


Использование в стилистике


Тавтология Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой.


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка


Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .


Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.


1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;


2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;


3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;


5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.


6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;


2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;


а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;


б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;


в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);


6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.


7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова


На уровне текста


Основные виды речевых ошибок Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.


Речевые ошибки


Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.


И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.


Основные причины речевых ошибок:



  1. Непонимание значения слова

  2. Лексическая сочетаемость

  3. Употребление синонимов

  4. Употребление омонимов

  5. Употребление многозначных слов

  6. Многословие

  7. Лексическая неполнота высказывания

  8. Новые слова

  9. Устаревшие слова

  10. Слова иноязычного происхождения

  11. Диалектизмы

  12. Разговорные и просторечные слова

  13. Профессиональные жаргонизмы

  14. Фразеологизмы

  15. Клише и штампы


1. Непонимание значения слова.


1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.


Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:


Распаляться – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.


Разгораться – начинать сильно или хорошо, ровно гореть.


1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.


Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.


1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).


Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.


Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик – тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм – болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.


1.4. Неправильное употребление паронимов.


Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.


Праздный и праздничный – очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный – прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный – не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.


2. Лексическая сочетаемость.


При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.


Два Автомобиля Офарились Есть ли Речевая Ошибка – На уровне слова


Грамматические на уровне слова



  1. Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов.

  2. Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.


Синтаксические ошибки на уровне предложения 6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;