Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

Нам, как автомобильному сайту, бесконечно грустно это признавать, но увы: эра автомобилей подходит к концу, начинается эра мобильности. За ней наступит эра виртуальности, когда никто никуда ездить вообще не будет, но это уже тема для другого сайта. Что мы имеем в виду, говоря о мобильности? То, что автомобиль, машина, утрачивает свое обаяние статусной вещи — предмета, которым человек с гордостью владеет. У человека новой эры есть потребность переместиться из точки А в точку Б, но нет потребности купить себе машину. Есть потребность в сервисе, а не в товаре!

MaaS

Эта концепция получила название MaaS: Mobility as a Service (мобильность, как сервис). Она предполагает, что человек новой эры запрашивает услугу — возможность переместиться, например, из дома на работу — и получает ее от MaaS-провайдеров. В прекрасном будущем услуга может быть реализована посредством некого магического телепорта, в будущем более реалистичном — с помощью движущихся дорог и вакуумных маглевов, ну а при нашей жизни — с помощью городских поездов, электричек, монорельсов, метро, трамваев, автобусов, маршруток, велосипедов, самокатов, пеших маршрутов, или машин. Да, автомобили тоже присутствуют в концепции MaaS. Но речь идет, скорее, не о частных машинах, а о такси, каршеринге, райдшеринге. «Частный автомобиль плохо вписывается в концепцию MaaS сразу по многим причинам, основная из которых — низкая эффективность. Ведь личное авто большую часть дня не просто простаивает, а еще и занимает ценнейший ресурс — городскую площадь. А автомобиль, принадлежащий каршеринговой компании, постоянно движется, используя эту площадь много рациональнее», — комментирует ситуацию Александр Усов, исполнительный директор компании CTRL Лизинг — мы расскажем о ней ниже.

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

Дилеры мобильности

Интересно, что каршеринг и такси — это временное решение, позволяющее начать MaaS-эпоху уже сейчас, не дожидаясь появления полноценных автопилотов. В будущем же два этих сервиса сольются в один — вы не вызываете такси с водителем, и не бронируйте каршеринг, «работая» водителем самостоятельно, а вызываете роботизированную машину, которая просто отвозит вас с точки А в точку Б. Кстати, вряд ли это будут точки «подъезд дома» и «подъезд офиса» — автопилоты будут достаточно жестко привязаны к виртуальным рельсам, то есть к инфраструктуре с датчиками системы VTX (vehicle-to-everything), а остановки будут возможны не в любом месте, а лишь в определенных точках, расположенных, впрочем, много чаще остановок трамвая.

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

В России к роли MaaS-оператора целенаправленно стремится компания Яндекс. Не владея ни одним трамваем, маршруткой, или таксомотором, Яндекс, тем не менее, уже близко подошел к роли «дилера мобильности». Нынешние сервисы Такси, Драйв, Транспорт, Электрички и, конечно, Карты через 10-20 лет сольются в единое приложение, обеспечивая именно мобильность как сервис.

Мобильность будущего выглядит примерно так: в загородном доме вы открываете приложение «Яндекс.МааС» на своем двадцать пятом айфоне, вводите точку назначения и выбираете один из предложенных системой вариантов маршрута. Затем на личном велосипеде перемещаетесь до ближайшей точки, где можно припарковать велосипед и взять машину каршеринга. На ней доезжаете до вокзала, где пересаживаетесь на электричку, которая довозит вас в центр города, где вы пересаживаетесь на метро, а затем берете прокатный самокат, чтобы докатиться до офиса.

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

Пример, вписывающийся в этот тренд: совсем недавно «Ситимобил» и «Аэроэкспресс» запустили мультимодальные перевозки в московские аэропорты. Теперь по единому электронному билету можно будет добраться на такси до Белорусского, Киевского или Павелецкого вокзала и дальше «Аэроэкспрессом» до «Шереметьево», «Внуково» или «Домодедово». Или наоборот: от аэропорта до вокзала и затем до нужного адреса.

Лизинг как услуга будущего

Таким образом, вы больше не владеете автомобилем, вы получаете услугу мобильности — возможность максимально быстро и удобно добраться из А в Б.

Логистикой вашего передвижения будут управлять ИТ компании, которые уже сейчас считают транспортное направление стратегическим. Раздолье для применения всех современных технологий. А вот эффективная организация владения и управления электрическим, а потом и беспилотным флотом, динамически подключаемый к транспортным операторам - зона развития автомобильных брэндов и специализированных лизинговых компаний, к которым относится CTRL Лизинг, предоставляющий транспорт таксопаркам и каршеринговым компаниям.

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

И да, по разным причинам вы все еще можете предпочитать личный автомобиль. Нет, не из собственнических ретроградских соображений и не ради желания крутить руль — а, например, потому что у вас есть свой гараж и вам нужно часто ездить по свободным от машин пригородным маршрутам, перевозя сумку с хоккейным снаряжением, бокс с рабочими инструментами и три коляски, и вы готовы за все это платить. Действительно, сервисы MaaS могут быть менее удобны в такой ситуации. На этот случай вам на помощь приходит, опять же, лизинг — вы получаете доступ к одному «личному» автомобилю, который при этом остается в собственности компании. Другой вариант — подписка на машину. Ее уже сейчас предоставляют Volvo, Porsche и некоторые другие производители. В этом случае, опять же, вы не покупаете авто и не являетесь его собственником, а лишь оплачиваете сервис — доступ к автомобилю 24/7/365. Автомобиль можно легко менять на другой (другую модель или комплектацию), легко с ним расставаться. Все хлопоты владения берёт на себя производитель, владеет машиной также производитель, либо лизинговая компания, а пользуетесь вы.

Большой брат, welcome!

Еще одна примета автомобиля в концепции MaaS — телематические системы. Времена, когда ваш автомобиль был только вашим, и можно было пользоваться им так, как хочется (лишь бы гаишник не встретился на пути), уходят навсегда. В концепции мобильности будущего автомобиль принадлежит не вам — помните? Собственник же хочет знать о том, как быстро изнашиваются узлы и агрегаты — когда нужно вызвать вас на замену масла или смену тормозных колодок. Собственник, разумеется, хочет оперативно получать информацию о ДТП и поломках. И, не слишком афишируя это, хочет знать, насколько аккуратно вы водите — от этого будет зависеть цена лизинга для вас, стоимость каско, ОСАГО и страхования жизни. Вдвойне всt это справедливо для автомобилей, которыми пользуются каршеринговые компании и таксопарки.

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

Контролировать автомобиль хочет и таксопарк, и лизинговая компания — нужно понимать, насколько хорош водитель, не сел ли он за руль пьяным, не выехал ли за границу разрешённой зоны, не превышает ли скорость, и так далее. В идеальном случае надо иметь возможность безопасно перехватывать управление автомобилем или, хотя бы, блокировать его двигатель.

И да, все эти сервисы также уже работают — телематика установлена, например, во всех автомобилях CTRL Лизинг. Интересно, что руководство компании чётко осознаёт роль лизинга в мобильности будущего, прямо позиционируя себя как часть MaaS-концепции XXI века. Александр Усов: «Среди ключевых критериев эффективности мне бы хотелось выделить снижение простоя, контроль водителя, контроль технического состояния автомобиля, оптимизацию процессов управления автопарком и, самое главное, безопасность. Для достижения наилучших результатов по каждому из этих критериев рынок предлагает самые разнообразные решения: технологии поддержки сменной работы, агрегаторы ремонтов, инструменты оценки остаточной стоимости».

В РФ телематика остаётся добровольной опцией для компаний, желающих оптимизировать свой сервис, а вот в Европе так называемый «чёрный ящик» становится обязательным уже с 2022 года — и это тоже одна из примет будущего. Пока, правда, black box не является онлайн-инструментом - это лишь аварийная телематика по типу самолётных аналогов. Но всеобщее подключение систем к интернету — лишь вопрос времени. Это нужно и властям, и производителям, и самим автомобилистам.

Что же остаtтся нам?

Итак, в системе мобильности будущего вы больше не владеете автомобилем. Или, если хотите им пользоваться так же, как сейчас, должны быть готовы платить много больше. Один из вариантов снижения затрат — включать свой автомобиль в MaaS-сервисы. То есть разрешать пользоваться вашим или «вашим» автомобилем тогда, когда он вам не нужен — во время отпуска, по ночам, или в те дни, когда вы никуда не ездите. Автомобиль заберут от вашего дома и вернут туда же, снизив ваши лизинговые платежи. Специальное приложение позволит контролировать действия водителя благодаря все той же телематике — вы можете быть уверены, что с вашей машиной обращаются хорошо.

Но в любом случае, ездить много лет на любимом «скайлайне» или «фокусе» не получится. Власти будут постоянно закручивать гайки, в конце-концов введя запрет на машины без телематики, на машины с ДВС, на машины без автопилота.

И тогда у нас останется одна-единственная возможность сесть за руль — закрытые гоночные трассы!

Нас ждет абсолютная мобильность без автомобиля

Нарисованная картина будущего показалась вам мрачной? Не волнуйтесь, это только кажется — так же, как когда-то казалось невыносимым использование телефона вместо полноценного настольного компьютера. Современные технологии превратили смартфон в устройство во многом даже более удобное, чем прародитель. С мобильностью будущего случится то же самое!

MaaS нужен не властям или бизнесу — он нужен в первую очередь вам! Даже в теории невозможно вместить в одно Ярославское шоссе всех желающих проехать по нему. А вот предоставить всем удобный MaaS-сервис — вполне возможно, и достаточно быстро мы это увидим.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: